Мероприятия

Конференция: Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки

Дата проведения: 19 июня 2015

Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки: меры по увеличению объемов грузоперевозок по России и на международных направлениях

Компания MAXConference провела VI международную конференцию «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки» в Москве, 19 июня 2015 года. Партнером конференции выступила компания «Лестэр ИТ». Мероприятие проводилось при участии Транспортной Компании «Вагонпарк» и компании «СТМ».

В конференции приняли участие более 160 делегатов из различных регионов России, а также из Белоруссии, Монголии, Литвы и Казахстана. Среди участников были представители нефте- и газоперерабатывающих заводов, нефтехимических компаний, операторов подвижного состава, компании-экспедиторов, трейдеров нефтепродуктов, представителей нефтеналивных терминалов, вагоностроительных и вагоноремонтных компаний, администраций железных дорог.

Ключевыми темами конференции стали вопросы развития внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции при перевозке нефти и нефтепродуктов, антимонопольного регулирования рынка, логистических решений в организации внутренних и международных перевозок, ситуации с парком подвижного состава для наливных грузов, безопасности перевозок, а также разработки и внедрения инновационных цистерн.

Один из ключевых спикеров Анатолий Кужель, заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», обозначил задачи РЖД для усовершенствования перевозок нефтеналивных грузов, в которые входят: повышение маршрутной скорости движения нефтеналивных грузовых поездов за счет автоматизации движения поездов по графику; повышение доли отправительской маршрутизации нефтеналивных грузов до 50%, улучшение координации взаимодействия железных дорог и морского транспорта и обеспечение безопасности движения поездов и выполнения маневровой работы. Уточняя ситуацию с парком цистерн, эксперт отметил, что в настоящее время систематизировать работу с парком не просто из-за большого количества собственников (около 500), но для этого принимаются все меры.

Много вопросов вызвало выступление Наталии Яковенко, заместителя начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России, посвященное инструментам антимонопольного регулирования в сфере перевозок нефтеналивных грузов. По мнению эксперта, основной тренд отрасли — падение грузоперевозок в связи с отсутствием института сорегулирования рынка; снижением качества оказания услуг и конкурентоспособности грузовых железнодорожных перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ, посоветовал для повышения конкуренции на рынке железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов исключить оплату железнодорожных акцизов за дизтопливо для локомотивов в дорожный фонд для возврата этих средств в виде инвестиций в инфраструктуру ЖД; улучшить сервис и качество перевозок помимо оптимизации тарифной политики и рассмотреть возможность заключения долгосрочных контрактов на перевозки нефти и нефтепродуктов с предоставлением преференций в виде оплаты по факту перевозки в тех сегментах рынка перевозок, где конкуренция с автомобильным транспортом высока.

Продолжая тему современного этапа железнодорожных перевозок, Евгений Реутов, заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России, рассказал о формировании торговых площадок и биржевых механизмов реализации услуг ж/д перевозок. По его мнению, реализация нефтепродуктов на базе Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) иногда не вписывается в сформированные графики транспортировки, а также зафиксирована некая рассогласованность заявок и исполнения обязательств перевозки по результатам биржевых торгов. Решение этих проблем специалисты ФАС видят в законодательном закреплении гибкого ежеквартального графика транспортировки, обеспечении приоритетности транспортировки нефти и нефтепродуктов, реализованных на биржевых торгах, и организации перевозки в режиме регулярных грузовых поездов на базе СПбМТСБ.

Практические вопросы организации ж/д перевозок продукции нефте- и газопереработки освещали представители компаний ISR-Trans, Газпромтранс, ТЗК Шереметьево, Лестэр ИТ и ИЭРТ. В частности, Олег Яценко, вице-президент ISR Транс, сказал, что в условиях либерализации рынка локомотивной тяги нормальная конкуренция возможна лишь при равном праве доступа к инфраструктуре для всех участников, что обеспечит существенный рост выручки и прибыли операторских компаний.

Наталья Чинарьян, начальник отдела транспортной логистики ТЗК Шереметьево, акцентировала внимание на проблеме скопления вагонов-цистерн после слива авиатоплива на ж/д станции Лобня, так как заготовок на возврат порожних цистерн нет, а находить грузоотправителя среди пятисот собственников практически нереально и ресурсов для этого тоже нет.

О ситуации с производством цистерн на VI конференции по железнодорожным перевозкам продукции нефте- и газопереработки рассказали Станислав Золотарев, заместитель генерального директора по перспективному развитию Алтайвагона и Михаил Бойко, начальник управления продвижения продукции Уралвагонзавода. Нина Борисенко, директор по маркетингу Объединенной вагонной компании презентовала инновационные цистерны для перевозки тяжелых (нефть, химия) и легких грузов (СУГ, аммиак, метанол), произведенные из высокопрочной конструкционной стали марки 16Г2АФ.

Александр Скуратов, советник президента СГ-транса, освещая актуальные вопросы обеспечения безопасности перевозок сжиженных газов и эксплуатации газовых цистерн, обратил внимание на необходимость актуализации норм расчета и проектирования специализированных вагонов-цистерн и разработки правил эксплуатации специализированных вагонов-цистерн для перевозки СУГ.

Возможности для транзитных перевозок продукции нефте- и газопереработки через территорию Монголии, Литвы, Белоруссии и Казахстана обсуждались представителями администраций железных дорог этих стран в сессии по международным перевозкам. О перспективах перевозок СУГ в Китай рассказал Дамир Хальметов, эксперт Thomson Reuters. Он отметил, что ожидается возможное увеличение поставок СУГ в Китай через погранпереходы на Дальнем Востоке РФ или через терминал Достык-Газ в Алма-Атинской области Казахстана мощностью 1,0 млн. т в год. Интерес российских компаний к увеличению поставок СУГ в Китай может привлечь ввод в эксплуатацию терминала Avestra Group по перевалке СУГ и полипропилена мощностью до 3,0 млн. т в год в Маньчжурии (Китай) на границе с РФ в 3-м квартале 2015 г.

Отдельную благодарность выражаем докладчикам, модераторам, экспертам дискуссий из компаний: ИГ «Петромаркет», ФАС России, ИПЕМ, Инфолайн Аналитика, ИЭРТ, РЖД, ISR Транс, Газпромтранс, ТЗК Шереметьево, Лестэр ИТ, Уралвагонзавод, Алтайвагон, Объединенная Ввагонная Компания, НПЦ «Промэлектроника», СГ-транс, ВИПГазТех, Thomson Reuters, Инфотек-Балтика М, Казахстан Темир Жолы, Белорусская железная дорога, Литовские железные дороги, Улан-Баторская железная дорога.

Приглашаем всех участников продолжить сотрудничество! Предложения принимаются по тел. +7(495) 775-07-40 или e-mail: info@maxconf.ru.

Фотографии с конференции Вы можете посмотреть на нашей страничке в FaceBook.