Мероприятия

Конференция: Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов

Дата проведения: 01–02 октября 2020

Завершилась конференция об организации жд перевозок горно-металлургических грузов

В Москве завершила работу XI конференция «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов». Мероприятие прошло в очном режиме при строгом соблюдении всех правил и норм, предписанных правительством РФ из-за пандемической ситуации.

Аудитория конференции активно участвовала в обсуждении насущных проблем, вызванных кризисом горно-металлургической отрасли, падением производства и ограничением транспортировки. Выступающие отмечали, что лидерами по процентной доле потерь в погрузках стали уголь, нефть и нефтепродукты. Транспортировки лома также оказались под угрозой из-за закрытия многих предприятий в период пандемии.

Вместе с тем, аналитики констатировали профицит грузовых вагонов в настоящее время, который, по некоторым оценкам, составил 30-50%. Некоторые эксперты объяснили это повышенными ставками и «отсутствием перспективы в отрасли». На избыток мощностей указывали представители СУЭК, ИПЕМ и ПГК. Представитель Минэнерго обратил внимание также на проблемы развития Восточного полигона, посетовав на отставание РЖД в выполнении части программ. Более того, участники рынка указали на высокую стоимость перевозок внутри страны, которая превосходит затраты на экспортные поставки.

Специальный фокус на мероприятии был сделан на развитии угольного направления. В дискуссии участвовал широкий круг специалистов: от производителей, операторов подвижного состава до потребителей. Анализ ситуации показал реальные проблемы с падением производства. ЕВРАЗ объяснил это тем, что «многие угольные компании отодвигают инвестиционные программы на год» из-за неопределенности в отрасли. В центре обсуждения были вопросы, связанные с будущим отрасли: будет ли снижаться угольная генерация, как это повлияет на перевозки. «Рынок угля пока не верит в сценарии быстрого перехода к углеродно-нейтральной энергетике. Входные данные для этих сценариев не выглядят реалистичными, кроме того, что COVID-19 внес свои коррективы», — считает эксперт УГМК. В свою очередь, ЕВРАЗ уверен, что при наличии инфраструктуры «уголь всегда найдет свою нишу». А НЛМК предлагает использовать контейнеры для перевозки угля. Свои соображения высказали эксперты Кузбасской топливной компании и Евросиб СПб-ТС.

Не менее напряженной стала сессия, посвященная вопросам оптимизации поставок металлургической продукции. Все чаще стали звучать призывы к поиску альтернативных путей реализации продукции металлургии, поисков клиентов, в частности, приводились примеры успешных мировых электронных ритейлов, таких как Amazon, Alibaba. Участвовавшие в дискуссии эксперты компаний ОМК, FESCO, СГМК-Трейд говорили о растущей контейнеризации и использовании автомобильного транспорта. Обсуждение транспортной инфраструктуры не могло не затронуть проблемы портовой логистики. Полпред компании Морстройтехнология на конференции дал развернутый анализ перспектив портовой инфраструктуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Тему продолжил представитель ИЭРТ с оценкой планов расширения портов и их координации с планами РЖД по увеличению пропускной способности подходов к портам. Руководство компании «Ростерминалуголь» представило свое видение развития отдельного терминала, предназначенного для перевалки угля.

Традиционно завершающим аккордом конференции стала дискуссия о проблемах вагоностроителей. Позицию ведущих заводов представил крупнейший изготовитель вагонов: Алтайвагон. О трудностях, связанных с производством комплектующих, о новых специализированных вагонах, о требованиях к ремонту и эксплуатации подвижного состава и его качестве говорили все выступающие: Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих», Новотранс, СУЭК, Первый промышленный оператор.

Мы надеемся, что в следующем году мы сможем снова встретиться и продолжить наш разговор о том, как отрасль пережила трудные времена, какие перспективы развития у нее и что делать, чтоб «черные лебеди» не застали никого врасплох.